ЦитатаЗмеевик - языческий оберег, который существовал практически до XX века. После принятия христианства, змеевик принял форму наступившего двоеверия и даже активно использовался церковью. Официальный отказ церкви от змеевиков, как принадлежащих только язычеству оберегов, произошёл на рубеже XVII-XVIII вв.
Это официоз от современных традисториков.
Очень, знаете, удобно все для них
непонятное, что относится к дореформенному христианству объявлять "остатками русского язычества".
Давайте откроем работу, посвященную этим предметам, в ней будет много шуму типа "это точно было так-то и так-то, верьте нам"...я выделю главное:
ЦитатаНе вполне ясно отношение к змеевикам Православной церкви: как магические амулеты они для нее неприемлемы - в XIX в. оценка змеевиков изучавшими их представителями Церкви была крайне негативной10. Но в Древней Руси змеевики, очевидно, обладали определенной легитимностью. Многие из них найдены в ризницах соборов11; а один яшмовый образец был отдан в божницу Троице-Сергиевой лавры Иваном Грозным. В том же храме хранилась иконостас с врезанным в центр змеевиком12. К некоторым из них с симпатией относились церковные иерархи: один змеевик принадлежал долгое время православным полоцким епископам13, а другой использовался в качестве панагии при богослужениях
ссылка
Значит, церковь осудила змеевики не "на рубеже XVII-XVIII вв", а в XIX в, а до этого их вполне себе использовали даже церковные иерархи.
Цитата«Киотные змеевики» - это изделия иконной киотчатой формы, имеющие на обороте змеиное гнездо с ликом посередине. Христианский извод занимает все киотное пространство, а змеиное гнездо располагается внутри круга, до которого окаемкой дополнена верхняя полукруглая часть киота. В свободном от возникшего круга поле, как правило, размещались дополнительные надписи или изображения св. Федора Тирона, пронзающего змея. На поздних образцах круг со змеиным гнездом стал располагаться в центральной и даже нижней части киотного оборота...
....Есть сведение, что в XIX в. крестьяне северных губерний носили киотные змеевики на груди вместе с крестом
(ссылка та же)
Короче это вполне себе обычные христианские обереги были, только дополненные странным змеиным сюжетом типа такого:
ссылкаЗмеи в церковной атрибутике часто встречаются и в других местах, например здесь:
и здесь:
...и никто почему-то не рвется объяснить эти уже устоявшиеся символы пережитками язычества.
Скорее всего, клубок змей (здесь - символ врачевания) должен был защитить хозяина талисмана от всяких недугов, а те священники,
которые раньше лечили людей носили подобные изображения на панагиях и посохах..
Сохранились же упоминания о специфических церковных книгах - "травниках" и "зелейниках"...
ссылка