Макиавеллизм в орвеллианском мире
20,696 71
 

  il Machia ( Слушатель )
16 авг 2018 00:21:40

О "людях Власти"

новая дискуссия Аналитика  897

Получил от одного из ФБ-друзей вопрос (цитирую):


…много ли вы в своей переводческой карьере встречали людей Власти, говоривших явно против внутренних своих убеждений? И много ли встречали людей с жестко-принципиальной личной позицией? Кого больше?
(Конец цитаты)

Чтобы ответить на заданный вопрос буквально, надо знать, каковы «внутренние убеждения людей Власти». Поскольку в моей профессиональной практике не было ни одного такого человека, про которого я мог бы сказать, что знаю, во что он верит, то и дать буквальный ответ не могу. Могу только поделиться некоторыми впечатлениями. И для начала процитирую очень удачно попавшееся сегодня на глаза:

По натуре своеобразный эстет первобытного душевного склада, никаких моральных преград не «преодолевавший» — их у него и не было, — халиф правоверных, едва ли очень веривший в существование Аллаха, властелин ни милостью Божией, ни волей народной, властолюбец по психофизиологии, без каких бы то ни было идей о смысле, цели и оправданий власти, подлинный мученик властолюбия (как многие государственные люди), Абдул-Хамид за двойной оградой своего странного дворца, под охраной семи тысяч сыщиков и телохранителей вел истинно собачью жизнь, от которой, быть может, сбежал бы на третий день любой простой человек.
(Марк Алданов. «Король Фейсал и полковник Лоуренс». Конец цитаты)

Эта цитата — хоть и с заметным преувеличением — передаёт моё общее отношение к большинству «людей Власти», поскольку Властью одержимы практически все, кто добрался хотя бы даже только до её нижних ступеней — и «не сбежал на третий день».
По поводу их главной отличительной черты я опять «отделаюсь» цитатой (из повести, автор которой в заочном диалоге со своим младшим братом Яном (Ian), готовившимся к написанию своего первого романа, даёт определение тому, что он сам назвал не знаменитой Пятой, а «Шестой» колонной):

…редкие, но предельно опасные лица, идущие на предательство без какой-либо видимой причины. В Пятой колонне состоят добровольные сторонники, а то и фанатики и даже иногда наёмники. Но не в Шестой колонне. Её члены — люди с трезвым холодным умом, они не борются за какое-то благое дело и не верят в какое-то светлое учение… у них даже нет каких-то особых претензий к своей стране или какой-то особой привязанности к её врагам. (…) Движет ими — чувство собственного превосходства. Убеждённость в собственной правоте, в том, что законы нравственности для них не писаны, и что они каким-то волшебным образом вольны их нарушать, могут спокойно выходить за общепризнанные рамки дозволенного и наслаждаться в своём великолепном одиночестве жонглированием судьбами своих соотечественников.
(Peter Fleming. The Sixth Column. Конец цитаты)

А закончу пересказом мысли, которую в своей монографии, посвящённой творчеству Макиавелли (Thoughts On Machiavelli), сформулировал профессор политических наук легендарной «Чикагской школы» (Чикагского университета) Лео Стросс (Leo Strauss). Он признавал, что есть совершенно особые нравственные критерии, которыми должны руководствоваться «государи» (Макиавелли соблюдение всех этих правил государственного управления в совокупности называл одним очень труднопереводимым словом virtu — дословно в переводе с итальянского языка означает «добродетель»), и что эти критерии во многом никак не похожи на тот набор моральных устоев, которые с некоторыми различиями проповедуют все ведущие религии современной цивилизации и которым пытаются соответствовать её «народы». Одновременно Стросс признавал, что Макиавелли справедливо указывал на очевидную необходимость таких вроде бы «безнравственных» действий, поскольку в противном случае участь «народа» становится непредсказуемой, а то и вовсе печальной (отсюда и героическая сущность virtu, если и когда «государи» её соблюдают). И из этого противоречия Стросс делает вывод, что, видимо, Человечеству нужно иметь как бы два набора нравственных принципов: один для «народа» и другой для «государя».

Всё вышесказанное в сумме и выражает моё впечатление от «людей Власти»: они в большинстве своём полагают нравственными свои безнравственные с общепризнанной точки зрения действия и при этом не то сожалеют, не то гордятся тем, что «их» эксклюзивную «нравственность» нельзя озвучить на публику, поскольку она позволительна только «государям» и в чистом виде «развратит» «народ».

Как-то так же я бы обозначил и «жестко-принципиальную личную позицию» «людей Власти», с которыми мне доводилось работать или быть знакомым: Конституция, УК для них скорее серьёзная помеха, нежели «библия» или «коран» или «тора». Ведь это очень непростая и просто опасная штука — постоянно втискивать свои установки, мотивации, декларации и поступки (что публичные, что тщательно от публики скрываемые) в лазейки между «законами, писаными для всех».
  • +0.26 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
17 авг 2018 05:09:22

Уважаемый il Machia, как это все приложимо к Трампу? Меркель? Мэй? (домашних оставим в покое). В бодании Трампа с Сенатом конституция трещит по швам, не так ли?
  • +0.17 / 6
  • АУ
 
 
  il Machia ( Слушатель )
17 авг 2018 11:17:42

Ну, у Трампа есть несколько ранних (когда он был ещё молодой) интервью, в которых он прямо говорил, что политиком быть не хочет, поскольку удел политиков именно "собачий" в том смысле, в каком Алданов написал. Опять же, он сейчас повторяет и продвигает в жизнь примерно все те же постулаты, какие проговаривал тогда — то есть он очень открытый и последовательный деятель. Поэтому — хотя, казалось бы, кто как не Трамп "играет" со своим электоратом в разные пропагандистские "игры" — он мне представляется тем редким "человеком Власти", который не соответствует описанному в заметке моему представлению об этих людях.
А Меркель и особенно Мэй — типичные "змеюки Власти" Крутой.
  • +0.20 / 6
  • АУ
 
 
  il Machia ( Слушатель )
17 авг 2018 14:55:21

Вдогонку.
Человек, просто классически готовый превратиться в самого типичного "человека Власти", но так и оставшийся где-то на дальних подступах — Михаил Борисович Ходорковский. И вот с ним, кстати, я лично неоднократно встречался и беседовал — в те дни, когда они делали самый первый выпуск акций МЕНАТЕПа (в самом начале 1990-х). Я ему объяснял, что за их "проделки" (они через подставных лиц скупали на рынке собственные акции по завышенной цене и перепродавали их на уже "вторичном" — и искусственно перегретом — рынке) им во всех развитых капиталистических странах была бы без долгих разговоров тюрьма. Он в ответ усмехался и на полном серьёзе объяснял мне, какой я простофиля.
  • +0.24 / 7
  • АУ