«Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти...»
4,014 15
 

  Удаленный пользователь
18 сен 2018 09:13:55

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД АВТОКЕФАЛИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ (1542—1563 гг.)

новая дискуссия Дискуссия  208

Споры о церковном землевладении


В начале XVI в. не прекращались постоянные споры между сторонни-
ками (стяжателями) и противниками (нестяжателями) монастырско-
го землевладения. В Московском государстве к тому времени было
образовано множество монастырей. Среди них выделялись и общежи-
тельные, и особножительные. Уставы всех монастырей предписывали
нестяжание, однако это не исключало прав на землю, крестьян и сёла,
также разрешалось получать доходы, которые распределялись между бра-
тией и шли на содержание обители. Это касалось и особножительных
монастырей, которые отличались особым аскетическим образом жиз-
ни. Епархии и приходы также были собственниками земли. Однако у
государственной власти монастырское и церковное землевладение не-
редко вызывало недовольство, в результате чего власть неоднократно
пыталась конфисковать церковные земли. Одна из таких попыток была
предпринята в годы правления великого князя Ивана III, который вы-
ступил с предложением перевести епископат и монастыри на казён-
ное (государственное) обеспечение, осуществив при этом отторжение
церковных земель. Идея великого князя поддерживалась его сторонни-
ками в этом вопросе — преподобным Нилом Сорским и белозерскими
монахами-аскетами. Ограничение церковного и монастырского землевла-
дения должно было проводиться в более широких масштабах, нежели в
конце XV в. в Новгороде. С одной стороны, это был естественный про-
цесс, учитывая накопившиеся огромные землевладения Церкви, которы-
ми она могла распоряжаться как угодно, чем пользовались некоторые не-
добросовестные священники. С другой стороны, многие современники, в
частности главный сторонник церковного землевладения в начале XVI в.
преподобный Иосиф Волоцкий, считали, что владение землёй и недви-
жимостью обеспечивает Церкви независимость от светской власти и
открывает возможность для благотворительной деятельности. Церковь
негативно отреагировала на инициативу великого князя. Собор 1503 г.,
собранный для решения вопроса о церковном землевладении, вынес от-
рицательное суждение относительно отчуждения церковных земель.
Позиция Собора позволила не просто снять вопрос с обсуждения,
но, по-видимому, и считать сам факт его постановки как не бывший.
Именно этим объясняется отсутствие известий о конфликте в летописях
и официальных источниках.
Вопрос об отчуждении церковных земель, поднятый на Cоборе
1503 г., стал одним из основных в церковных делах XVI в. В летописях
не сохранилось постановлений этого Собора, однако большинство ис-
следователей считают, что Церкви удалось тогда отстоять свои земель-
ные права в споре с государством. Хотя Иван III потерпел поражение на
Cоборе 1503 г., но в целом соотношение светской и церковной власти в
XVI в. усилилось в пользу первой, что было следствием формирования
и укрепления единого самодержавного государства. Однако это не сни-
жало духовного авторитета Церкви. Именно XVI век стал важной вехой
в создании образа Святой Руси, чему в немалой степени способствовали
Cоборы 1547—1549 гг., на которых были канонизированы новые право-
славные подвижники.
Отредактировано: Гималаев Илья - 01 янв 1970
X
23 янв 2019 19:02
Предупреждение от модератора Старый Хрыч:
Нет ссылки. Откуда скопировано?
  • -0.04 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!