Школьная математика. Вчера, сегодня, завтра.
328,159 474
 

  Миклухо ( Слушатель )
16 апр 2022 17:11:14

Жертвы ЕГЭ

новая дискуссия Дискуссия  295

В составе Научного центра в Черноголовке РАН работают 22 членов-корреспондентов РАН, докторов наук — 259, кандидатов наук — 653 человека. Это современные данные. В 80-х, естественно их было поменьше. Тем не менее дети сотен научных работников учились в школах 75 и 82, которые были опорными школами АПН СССР
.
В одной из этих школ в начале 80-х и была проведена контрольная работа по физике, чтобы узнать реальную картину.
.
Один из теоретических вопросов: Напиши всё, что ты знаешь о силе трения.
.
Образцы задач: 
.

1. Длина аквариума 40 см, ширина 20 см, высота 30 см. С какой силой вода давит на дно аквариума?
.
2. Самолет вылетел из Москвы в Минск в 9 ч 30 мин. Средняя скорость самолета 600 км/ч. Расстояние от Москвы до Минска - 720 км.  В котором часу самолет прилетит в Минск?
.
3. Расстояние между двумя пристанями S=3,6 км.По течению катер двигался со  скоростью 12 км/ч.,а против течения со скоростью 9,0 км/ч относительно берега.С какой средней  скоростью катер прошел путь от первой пристани до второй и обратно?
.
Один из лучших ответов на теоретический вопрос дал Володя Артемов: "Все мАлекулы малы. Они движутся в непрерывном беспорядочнЫм движением. У них есть силы притяжения и сила отталкиВОвания. Они состоят из трех видов в твердом, жидком и газообразнЫм." 26 его одноклассников на теоретический вопрос не ответили. 


Работу писали 32 семиклассника. Тридцать из них не решили ни одной задачи.
Отредактировано: Миклухо - 16 апр 2022 17:11:57
  • +0.13 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (22)
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
18 апр 2022 23:07:34

 
Я не помню, что я знал о силе трения в 7 классе (что-то знал и написал бы), но все эти 3 задачи я бы точно решил. Школа обычная, поселковая, в Якутии. Учителя у нас были хорошие, наши школьники стабильно побеждали на олимпиадах по физике и математике, больше половины выпускников поступали в ВУЗы, летные училища и техникумы.
 
Так что, может, не учебники виноваты, а учителя в этих двух школах? У меня лично нет никаких претензий к учебникам, по которым я учился (1967-1977). Но учителя важны ничуть не менее.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
  slavae ( Слушатель )
19 апр 2022 00:45:01

Да мне было б стыдно не решить хоть что-то из этого. Вопросы-то на житейскую логику. Это надо было быть дебилом, чтоб не смочь умножить дециметры и не получить литры и килограммы. Хотя, конечно, я не просто так на прикладную математику попал )
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 03:42:05

Уже 5 взрослых людей пытались мне решить вторую задачу, самую лёгкую из этих. Все пятеро дали мне неверный ответ.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
19 апр 2022 04:15:06

 
Где здесь можно ошибиться? 600 км/час = 10 км/мин. 720 км самолет пролетит за 72 мин. Значит, прилетит в 10:42.
  • +0.10 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
19 апр 2022 05:02:49

Если здесь нет какого-то подвоха с часовыми поясами.
То есть это задача не на чистую математику.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 07:14:03

Какие подвохи на заурядной контрольной? (рит.)
Универсальная это задача. В данном случае играла роль задачи по физике.
  • +0.10 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 07:11:51

Догадайтесь.
У всех получилось 10:50
  • +0.04 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
19 апр 2022 12:50:07

В формулировке вопроса "в котором часу?"  правильный ответ "в одиннадцатом"Улыбающийся
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 14:02:36

Но и ответ с указанием часов и минут тоже будет правильным. А школьная привычка решать до конкретного ответа избавит от ложного пути.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
19 апр 2022 13:09:23

Народ берёт 720 делит на 600. получает 1.2. И думает, что две десятых от часа это 20 минут )
  • +0.14 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 14:03:49

Абсолютно так.
  • +0.11 / 2
  • АУ
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 03:30:31

Учебники я не обвинял. 
Довелось мне однажды работать в очень сильном лицейском 11 классе, где каждый третий побеждал или был призёром областной олимпиады. Однажды, посетила мою голову шальная мысль дать им   задачки контрольной для 6 класса 1956 года. 
Вот она:
1. Совхоз засеял пшеницей три участка земли. Площадь первого участка составляла 48% всей площади трёх участков, а площади второго и третьего участков относились между собой, как 2,75:33/4. Найти всю площадь трёх участков, если первый участок на 91 га больше второго.
2. Выполнить действия: ((20,412 + 1 : 0,32 -- 19,577) * (1 + 6/11)) : (19,362 -- 12 : 16/25)
3. Разделить 660 на три части обратно пропорциональные числам 0,25; 2/9; 1,5 .

Треть класса ничего не решили, полностью сделали двое. (Оба призёры областной олимпиады по физике.)
Все выпускники этого класса легко поступили в вузы.
  • +0.17 / 4
  • АУ
 
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
19 апр 2022 04:09:06

 
Здесь все дело в "натаскивании" на решение определенного класса задач. Ученики 1950-х годов постоянно решали подобные задачи, у них была "набита рука", они делали это автоматически. Им объяснили, как их надо решать, дальше их тренировали на многочисленных примерах. Ваши "умные дети" первый раз столкнулись с такими задачами. Навыка думать самостоятельно у них не было - за исключением тех двух олимпиадников, которых, в свою очередь, ранее "натаскивали" на решении новых для них задач.
 
Это как с IQ тестами: когда первый раз решаешь эти задачки и никто не объяснил, чего от тебя хотят, часто просто непонятно, что надо делать. Если же тебя в школе (американской) "натаскивали" именно на IQ тесты, то ты делаешь это быстро и автоматически - не думая. Потому что ты уже много раз решал подобные задачки.
 
Так что все эти попытки сравнить уровень образования учеников разных поколений, подсовывая им задачки из учебников 100- или 50-летней давности, мало о чем говорят, на самом деле. В разные годы, детей просто "натаскивают" на решение разных задач. Но не учат думать самостоятельно. Не учат тому, что решений может быть много. И особенно тому, что стандартное, общепринятое решение может быть ошибочным. Что все могут заблуждаться. Что человеку вообще свойственно заблуждаться. Что аксиомы могут быть неверны.
  • +0.19 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Миклухо ( Слушатель )
19 апр 2022 07:10:32

В целом, согласен.
Закавыченное "натаскивание" говорит о том, что вы не считаете, что это что-то нехорошее. 
Не соглашусь, что "мало о чем говорят, на самом деле". Глобальных выводов на подобных вещах, понятно, делать не стоит. Однако, специалисту многое будет понятно, а иногда и человеку с улицы с крепким средним образованием.
.Впервые я задумался над качеством школьного математического образования в середине девяностых, тогда кому-то взбрело в голову дать на областной олимпиаде по физике!!!, в 10 классе, эту знаменитую задачу для 5 класса "про крыжовник":


Задача. На складе хранится 100 кг крыжовника; содержание влаги в ягоде – 99%. В результате хранения содержание влаги упало до 98%. Сколько кг ягоды теперь хранится на складе?


Председатель предметной комиссии пояснил, что влажность (воздуха) входит в программу 10 класса -- пусть решают. Честно скажу, что ожидал почти стопроцентного результата от учеников, которые победили в своих районах и городах. Города вполне себе не мелкие: Владимир, Ковров, Муром, Александров, Гусь-Хрустальный, Кольчугино ....
В итоге задачу решил один ученик из, примерно, сорока.
Шок я испытал сильнейший и понял, что "не всё ладно в датском королевстве".
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  gvf ( Слушатель )
19 апр 2022 10:11:10

Речь идет о концепте логики.
Это не навык решения стандартной задачи - т.е. способности в вольном описании выявить ранее изученный шаблон и применить изученный алгоритм или встать в ступор если алгоритм неизвестен.
Это способность сформулировать задачу, точнее построить мат.модель, которую затем решить или не решить, если например, математические знания не позволяют решить, а численное решение сложно или не знают как.
В ваших примерах ученики не смогли построить мат. модель.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
19 апр 2022 10:17:42

 
Конечно, считаю. Но это проблема не только школы. Любое обучение, от яслей до докторантуры, это именно натаскивание. Любой профессионал - это тренированная мартышка, умеющая лишь повторять хорошо зазубренную последовательность действий. Главная проблема - никого не учат сомневаться. Наоборот, вдалбливают с детства, что вот это абсолютная истина, а вот это правильное решение.
 
И человечество тупым стадом идет к гибели.
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Сизиф ( Практикант )
19 апр 2022 10:29:09


И уже который десяток тысяч лет...
Скоро уже дойдем, наверное. Оптимизма терять не надо.
  • +0.26 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  bb1788 ( Слушатель )
19 апр 2022 10:40:45
Сообщение удалено
bb1788
16 май 2022 15:17:01
Отредактировано: bb1788 - 16 май 2022 15:17:01

  • +0.11
 
 
  Сизиф ( Практикант )
19 апр 2022 10:05:35


Верхневилюйск ?
  • +0.14 / 6
  • АУ
 
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
19 апр 2022 10:11:49

 
Нюрба, школа № 2.
  • +0.12 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Пчёлка ( Слушатель )
19 апр 2022 11:10:46

Ой!
"...из 328 девятиклассников Нюрбинского района Якутии, на пробном ГИА, по модулю: "алгебра" получена одна "4", одиннадцать "3" и 316 двоек. "
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Yuri Rus ( Слушатель )
19 апр 2022 12:41:03

 
Может быть. Во-первых, хорошей в Нюрбинском районе была только школа № 2, остальные так себе (328 девятиклассников это ведь не из одной школы, со всего района). Во-вторых, я учился не в нынешней школе, а лет так... много назад. Учителя были другие - от личности учителя зависит очень многое, если не вообще всё. В-третьих, эта школа была хорошей, потому что в ней учились дети сотрудников Амакинской экспедиции (откуда пошли все якутские алмазы) и местного аэропорта, второго по числу сотрудников и авиа- и вертолетному парку в Якутии (после Якутска). Нашим учителям платили больше (и попасть в нашу школу учителю было непросто, было много желающих). Амакинская экспедиция 30 лет назад сменила свою базу - переехала в г. Айхал. Вертолетов в Нюрбе больше нет (они в основном работали на Амакинку), самолетов тоже стало намного меньше. Нюрба уже давно не та.
  • +0.10 / 2
  • АУ