Развитие и социальные кризисы (теория)
44,222 18
 

  Полярный лис ( Слушатель )
11 фев 2014 08:09:16

Тред №673509

новая дискуссия Дискуссия  673

От народовластия к тирании

3-я   Часть  
От власти "достойнейших" к власти "яростных духом"   (от аристократии к тимократии)


Платон рассматривает,  как не прозрачность институтов власти для граждан, вызывает переходный процесс от  аристократического государства «социальной справедливости»,
к «тимократии», где властвуют-правят уже те, кто похуже, чем "достойнейшие"

Напомним, что непрозрачность власти начинается с разделения труда и усложнения властных функций и дел и отставанием информационного обмена от роста числа людей в социуме.

Аристократия по Платону (Сократу) -- власть достойнейших (тех выдающихся людей, которые отдают свой дар, талант людям, государству).

Хорошо известна классификация Аристотеля по типам  народовластия:

1. Полития, как выбор власти по жребию: недостатки очевидны у власти может оказаться и дурачок.
2. Монархия, как власть одного в интересах народа: для мудрого правления требуется сложный комплекс талантов.
3. Аристократия, как власть достойнейших в интересах народа: подбор комплекса нужных  качеств реализовать  проще, чем при монархии.    

Тимократия -- дословно власть худших, в смысле тех, кто уже похуже достойнейших
-- власть честолюбцев (а это те у кого амбиции не обеспечены способностями)
-- и властолюбцев (на поверку разные формы и степени садизма)

Здесь Платон (переводчики) применяют не совсем привычное слово "яростные духом".

Если, приведённые  выше властолюбие и тщеславие сочетаются  с сильной нервной системой, то такой человек своим "яростным духом" (настырностью, агрессивностью) подобно стенобитной машине сносит всё на своём пути  к власти.
По другому это называются:  "все средства хороши, на пути к власти и богатству".
Принципиальное отличие от предыдущей власти это направленность социальной энергии "яростных духом".
Не себя отдать государству, а занять место в иерархии.
Преимущества "яростных духом" реализуются по  детскому  принципу: "небьющаяся игрушка та, которой можно разбить все остальные игрушки".

И тогда:
"Яросные духом" можно и прочитать и, как  настырные, напористые  для, которых цель оправдывает любые средства.
Эти агрессивные люди, при сильной нервной системе способные долгое время выдержать напряжённые отношения, поэтому легко идут на конфликты (агрессоры, агрессия, как известно производное от страха).

Диапазон: от полу-психов до психов.

Почему психи-то на свободе?

А кто будет измерять и чем?
Собственно во власти они и ищут спасение от "жёлтого дома", который по ним часто плачет.
Многие во власти,  более порядочные  и умные просто отступают перед напором этих полу-психов и психов.

Властолюбцам власть дороже жизни: они рискуют, они идут на все тяжкие, они играют нужную   роль  десятилетиями, чтобы дорваться до власти (чтобы дать волю природной агрессии и садизму).

Но почему умные-то и благородные отступают перед борзыми?

"Достойнешие" обычно работают на износ во имя  общего дела.
"Яростные духом" работают (часто тоже на износ) но во имя занятия самого места "под солнцем".
И у них эта цель оправдывает любые средства.

Вот и простой ответ: у  "яростных духом" инструментальные возможности выше (все средства хороши), поэтому они просто вышибают "достойнейших" из власти.

А куда смотрит народ, когда "достойнейших" мочат полу-психи?

Уже в древние времена властные дела из-за разделения труда (властные сложные дела) стали для народа "терра инкогнита" (дела власти стали для граждан не известными и не подконтрольными).

Собственно рост числа людей и разделение труда при отставании информационного обмена и  убило народовластие: с его главным условием  "все знают и видят всех" собравшись на площади.

Это имеет и несколько другую формулировку: саморазвивающиеся системы телеоцентричны (то есть имеют цель и программу движения к цели).

Для достижения цели или (точнее приближения к цели) требуется глубокая отрицательная обратная связь.
Это как?
Если возникло отклонение от цели, это отклонение нужно отследить и  внести поправку в виде управляющих усилий, по возвращению (с отрицательным по отношению к отклонению знаком) на нужную траекторию.

Повторим в виду важности:

Не только усложнение управляющей информации, но и техническое отставание средств обмена информацией от роста населения и убило формулу народовластия "все видят и знают всех".

Это условие было нарушено сразу, как только народу в том же Афинском полисе стало больше, чем возможности властвующего в своих делах и даже просто оратору быть услышанным, эту информацию запомнить-сохранить и иметь возможность воспроизвести для обработки.

Аристотель оценивал: 20 тысяч человек (по 2 человека на квадратный метр это круг радиусом 56 метров).

Вторая составляющая отставания, заключается в том, что усложняющаяся структура власти, требует не менее сложной структуры отрицательной обратной связи.
И тут важнее не усложнение структуры власти, а  то, что построение  цепи обратной связи  стало не целесообразным.

Потому что с ростом "социального неравенства" возрастают возможности (мощность) "подкупа"  (админ ресурсом или деньгами).
Расходы на создание "пирамиды обратной связи" сопоставимы с "пирамидой власти" (то есть удваиваются), а эффект низводится  "подкупом" к нулю.
То есть закон и мораль требует от гражданина, чиновника одних действий и тогда структура государство работает правильно.
Но если кто-то даёт чиновнику "на лапу" или одаривает натурными благами и этот служащий делает иное, то в локальной точке структуры "системы государство" происходит системный сбой.

Если сбоев и точек сбоя по структуре станет слишком много, рушится государство, возникает хаос.

В выводе это сформулируем жёстче и практичнее:  чтобы отрицательная обратная связь работала, нужно убрать условия возникновения значимого "подкупа".
На простом русском, это значит, что не должно быть: ни высоких зарплат, ни других форм доходов, ни большой собственности (как потенциального источника больших потоков денег, благ), ни низких зарплат-доходов относительно среднего.

Ну, тогда если не будет "подкупа", то и отрицательная обратная связь  нужна ли?

Прикинем на аналоге: человек опускает руку в воду, а там кипяток, если не работает обратная связь, и не будет сигнала  отдёрнуть руку, то рука сварится.
Это и есть адаптивная реакция "вызов-ответ".
Вывод:  нет, без обратной связи никак не можно.
Более того, очень важна  скорость (задержка) отклика, о чём часто забывают при анализе социальных явлений.

(Книга 8:)

Цитата Платона:
«… каким образом из аристократического правления может получиться тимократическое».
«… всему, что возникает, бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется разрушению».

Платон не видит в явной ещё  форме, что:

если «социальное неравенство» не ограничено во власти или  богатстве, то объективным следствием разных личностных качеств (гетерогенности) людей будет «рост социальной несправедливости».

Рост "социального неравенства" идёт по механизму: чем богаче и властнее, тем больше шанс стать ещё более богатым и властным

Это "чем больше, тем больше" называется  положительной обратной связью.

Если отрицательная подавляет отклонение.
То положительная увеличивает, обостряет отклонение.

Положим на входе системы, появился сигнал, система его усилила, и  часть мощного сигнала на выходе, в фазе отправляет на вход,
Положим, это был сигнал об отклонении системы от цели, то после усиления сигнала об отклонении от цели,  на выходе это начальное отклонение от  цели еще больше увеличится.

Отклонение в идеальной модели увеличивается  до бесконечности и значит цель ("благо для всех") уходит всё дальше и дальше от траектории государства.

Идеальный предел при "росте социального неравенства":  в государстве остаётся один господин (тиран) остальные рабы.

И надо искать внутренние системные противоречия, которые остановят "рост социального неравенства" даже если оно не ограничено законом.

Что станет  ингибиторами (замедлителем) "роста социального неравенства"?
(реальных механизмом огромное множество, попытаемся найти первого порядка значимости)

Чем больше уровень всегда относительного "социального неравенства", тем выше расходы на его удержание  (это с точки зрения государства как системы бессмысленные расхода на власть-насилие над гражданами).

А откуда можно взять средства для  расходов властных и богатых, на ещё больший рост власти и богатства?

Из приходов.
А "приходы" это только то, что могут люди создать своим трудом, тратя на этот труд свою жизнь.
Число людей, а значит и  время, которое они тратят в общественном производстве всегда ограничено, а значит и возможные "расхода" властвующих на прирост власти и богатства  тоже ограниченны.

Можно ли  зафиксировать какой-то уровень "расходов" на власть, а вместе с ним и уровень "социальной несправедливости"?

Нет!
Во-первых, расходы на власть можно взять (в смысле изъять) только из Развития государства, и государство при этом  замедляет своё развитие.
Во-вторых, "власть и богатство" всегда предполагают рост.
Для власти есть только динамическое  равновесие, как при езде на велосипеде: остановишься -- упадёшь.

Почему?

Потому что все большая часть социальной активности людей обращается на преодоление "социальной несправедливости": старые оковы рабства работают всё хуже, а новые более совершенные требуют повышения расходов на создание и поддержание.

Платон рассматривает процесс деградации государства и власти через смену мотивировок  властвующих.

Деятели у власти и сами формы правления всё хуже и хуже.

В последовательности:
аристократия (народовластие по Платону) -- тимократия -- олигархия -- демократия -- тирания.

Расхожая аналогия динамической неустойчивости: это велосипедист:

У него есть верхний физиологический предел, быстрее которого крутить педали не возможно и разорительно.
У него есть и нижний другой предел, чем меньше скорость, тем труднее удержать равновесие.
Велосипедист существует в неравновесном состоянии, то тех пор пока может сохранить равновесие.

Другой пример, в живой клетке подобный цикл регулируется концентрацией веществ.

Именно по увеличению/уменьшению  концентрации веществ включаются: то катализаторы (ускорители реакций), то ингибиторы (замедлители):

Например, если мал запас энергии в клетке, то по концентрации хим веществ включаются катализаторы, которые  обеспечивают доминирование процессов пополнения энергии.
Но вот много энергии накоплено: тогда по хим концентрации веществ включаются ингибиторы и производство энергии блокируется, и тогда в клетке идёт преимущественно расход энергии.

А у Платона это замечено на 2.5 тысяч лет пораньше:

Цитата Платона:
«… круговращение приводит к полному завершению определенного цикла:
у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных - наоборот.»

Очевидный вывод:  государство у Платона это существо.

А у либералов по сей день государство это проходной двор с "полем чудес" для личного успеха за счёт сограждан.
Отредактировано: Полярный лис - 30 мар 2014 11:29:46
  • +0.30 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
11 фев 2014 12:10:38



По Платону видно из его цепочки Аристократия - и далее ,  дело обязательно кончиться тиранией. Таков цикл. И от хотелок народа мало что зависит. Сама власть идёт на нарушение морали и традиций , обычно прикрывая все безобразия интересами общества. Ну не могут они ездить по правилам как все. Их время дорого стоит.
А вот народ , про который Платон вообще ничего не говорит , ведёт себя казалось бы странно . Так же точно , копируя власть , забивает на мораль и нормы , видимо только с одной целью. Получить хотя бы видимость равного доступ к общественным благам , которые делят  олигархи и  тимократы. Потому что иначе придётся стать просто рабами.( Без мерседесов взятых в кредит на кабальных или боль мень приличных условиях . Не важно.)  
Видимо всегда так было.Собака лает - караван идёт.(Пусть говорят) Цикл будет возобнавляться снова и снова. Достойные - борзые - хапнувшие всё что можно было хапнуть - тиран , который всех конкурентов загнал в тайгу.
Тут важна продолжительность цикла , его фаз. Чем дольше отдельные фазы по длительности , тем терпимее жизнь. Без изломов и вывихов перестроек.
И вторая важная вещь которая стоит внимания - это степень деградации на которую готова пойти власть в достижении своих личных интересов. Потому что именно эта степень будет копироваться на всех уровнях . И воспроизводиться в самом обществе. Во всех государственных и общественных структурах.  
Вывод по - моему простой. Любая общественная организация , от религиозной , до гайд парков на площадях , всегда играли роль  сдерживающего фактора . Не позволяющего  сверху вводить любые новшества касающиеся традиций . Изменения норм морали.  
И потихоньку , через общественное мнение  держать власть в рамках закона и порядка.  Веселый Хотя конечно это сдерживание , вопрос только времени. И цикл буде возобновлён снова.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
14 фев 2014 18:32:55


По Платону видно из его цепочки Аристократия - и далее , дело обязательно кончиться тиранией. Таков цикл. И от хотелок народа мало что зависит. Сама власть идёт на нарушение морали и традиций , обычно прикрывая все безобразия интересами общества. Ну не могут они ездить по правилам как все. Их время дорого стоит.
А вот народ , про который Платон вообще ничего не говорит , ведёт себя казалось бы странно . Так же точно , копируя власть , забивает на мораль и нормы , видимо только с одной целью. Получить хотя бы видимость равного доступ к общественным благам , которые делят олигархи и тимократы. Потому что иначе придётся стать просто рабами.( Без мерседесов взятых в кредит на кабальных или боль мень приличных условиях . Не важно.)
Видимо всегда так было.Собака лает - караван идёт.(Пусть говорят) Цикл будет возобнавляться снова и снова. Достойные - борзые - хапнувшие всё что можно было хапнуть - тиран , который всех конкурентов загнал в тайгу.
Тут важна продолжительность цикла , его фаз. Чем дольше отдельные фазы по длительности , тем терпимее жизнь. Без изломов и вывихов перестроек.
И вторая важная вещь которая стоит внимания - это степень деградации на которую готова пойти власть в достижении своих личных интересов. Потому что именно эта степень будет копироваться на всех уровнях . И воспроизводиться в самом обществе. Во всех государственных и общественных структурах.
Вывод по - моему простой. Любая общественная организация , от религиозной , до гайд парков на площадях , всегда играли роль сдерживающего фактора . Не позволяющего сверху вводить любые новшества касающиеся традиций . Изменения норм морали.
И потихоньку , через общественное мнение держать власть в рамках закона и порядка.   Хотя конечно это сдерживание , вопрос только времени. И цикл буде возобновлён снова.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
14 фев 2014 20:28:28

Проблема в том, что в связи с ускорением исторического времени последние 300лет всякого рода "циклы и фазы" в Обществе постоянно сокращаются, так что готовиться нужно как раз к противоположному, а именно учащающемуся "перетряхиванию общественной матрицы", а вот как делать это эволюционными, а не революционными методами, которые включаются, когда накопившиеся противоречия приводят к разрушению устаревших общественных форм и отношений в обвальном режиме, это вопрос вопросов Новой Парадигмы, поскольку революционные трансформации как правило весьма болезненны и просто кровавы порой бывают, к тому же проходят по принципу "два шага назад - один вперед", т.е. теряется темп развития на период дезорганизации жизни Общества и последующего восстановления до предыдущего пика с которого еще шаги дальше.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
14 фев 2014 23:24:22


Так ответ то простой. Не допускать этих изменений вовсе. На мой вкус. Можно жить например при сложившемся олигархическом режиме , не допускать раскачивания лолдки. И всё. Режим сам заинтересован в стабильности. Любой. Не нужно ему мешать.
Если конечно не подташнивает.... Веселый
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
14 фев 2014 23:56:09

Как-то неожиданно "раскачивания лодки" и "олигархат в стабильности" при "Рэжиме".  Улыбающийся
Повеяло политинформацией про полимеры в "рЭгрессе".  Приветствующий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
15 фев 2014 00:03:15


Меня подташнивает. Поэтому национализация дело полезное. Я вообще за построение светлого и будущего. Без перегибов с собственностью. И не сторонник высокой производительности. Меня лично устраивает любая производительность , которая идет на пользу обществу вцелом. Так же как и форма собственности. Та которая в данном случае несёт доброе светлое , вечное  и должна работать. Я не сторонник либеральных догм. Вы же знаете.  Выпивающий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  VoxPopuli ( Слушатель )
15 фев 2014 00:08:04

А Вас понимаю, но давайте не забывать об АУ.
И о "тайне золотого ключика" - вот как сделаем "все кругом колхозное все кругом мое" так и закрутится все и завертится как в конце пышного цветения застоя, вплоть до пустых полок на любой вкус.  Приветствующий
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Николай Степанович ( Слушатель )
15 фев 2014 01:44:01


Мне думается что пустые полки в конце застоя были творением гениев перестройки. Хотя конечно в международном разделении жить в чем то да же комфортнее. Но не любой же ценой. Нельзя всё доводить до скотского абсурда.
Специально интересовался сталинскими артелдями. Конечно богодельни были. Скорее всего. Но танки делали . Снаряды точили.
И вроде бы как то существовали , пока Хрущев всё не прихлопнул. Пытался искать детали . Но сведения по этой отрасли крайне скудные в инете. Вообще сталинский периуд вспоминают только всвязи с репресиями.
С другой стороны до конца застоя дошли коллективные хозяйства на селе... Многие были миллионрами. И народ жил не как сейчас. Не при лучине. Вот их бы востановить. Да со своей переработкой. Да не по 5 копеек за кило их заставлять реализовывать , как в СССР было. Так ведь миллиордерами станут через пару лет. И в долларах.
Мне кажется за такими фирмами будущее. И это потихоньку нужно реанимировать. А то что выгибает Вашингтон , дело конечно хорошее. Но чуждое нашей экономической зоне. Шли б они со своими эротическими фантазиями в отношении наших природных ресурсов лесом. Моё конечно мнение.  Веселый
  • +0.00 / 0
  • АУ