kpago ( Слушатель ) | |
31 окт 2023 11:18:47 |
ЦитатаФормально развитие авиационных средств поражении и средств ПВО после Второй мировой войны долго шло линейно с небольшими ступеньками в виде принятия на вооружение тех или иных новых систем и самолетов. Одним таким хоть и громким, но небольшим качественным скачком стало применение ракетных комплексов ПВО во Вьетнаме – в первую очередь ЗРК С-75.
Его дебют в виде залпа одного ракетного дивизиона хоть и заметили, но серьезного мгновенного перелома в характере воздушной войны во Вьетнаме он не привнес. Пиндосы имели время и возможности ответить – РЭБ, РТР, «Шрайк», «Дикая ласка» и т.д. Но главное, стал уход на малые высоты – Земля-то круглая, и горизонт никто не отменял. Разработчик тактики боевого применения отечественных истребителей-бомбардировщиков, известный летчик-испытатель И. Качоровский говорил в те времена, что на малой высоте он на своем Су-7 прорвется к цели, несмотря ни на какие зенитные ракеты… Уход американской авиации на малые высоты вьетнамцы встретили огнем автоматов, и пиндосам еще повезло, что не дошло до «шилок», хотя было близко…
Но все это еще было в стиле Второй мировой /Корейской войн…
Реальная точка перелома настала ровно 50 лет назад с началом «Октябрьской» арабо-израильской войны в воздухе над Синайским каналом и Голанами. Израильские пилоты уже привыкли, что знакомые им ракеты комплексов С-75 и С-125 летят к цели по прямо – так как имели командную систему управления. Нужно было только дождаться подходящего момента, когда можно было сделать противоракетный маневр. Однако ракеты армейского ЗРК «Куб/Квадрат» летели вверх на горку – полуактивная система самонаведения позволяла отказаться от метода «трех точек». Набрав высоту, ракеты «Куба» атаковали самолеты сверху, используя запас энергетики и соответственно большую маневренность. Промежутки «шестеренок» между комплексами прикрывали ПЗРК «Стрелы-2» и «Шилки»/ЗСУ-23 «Мухобойки»…
В результате в течение трех недель боев израильская авиация потеряла только американских самолетов более 300 – сбитых и поврежденных. За время конфликта пробить воздушный «зонтик» над линий фронта арабов Израилю не удалось. Неслучайно таки Меер проговорилась, что было потеряно до 85% израильской авиации… Результат реально шокировал западный авиационный истеблишмент (тьфу на него). И если американцы еще могли «что-то сделать», имея большую пробивную массу авиации, парк самолетов РЭБ и РТР и опыт Вьетнама (впрочем в Ливане в 1983 г и им досталось), то для западноевропейских ВВС с их парком «жалкого подобия левой руки джи-ай» перспективы рисовались достаточно грустные…
Мозговой штурм западных аналитиков выдал спасительную идею – концепцию «стендоффвепонс» (Standoff Weapon), то есть создание авиационных средств поражения, которые можно было применять за пределами средств ПВО противника. В эту группу входили как ракеты, так и свободнопадающие бомбы и кассеты – благо на большой скорости их можно было забросить далеко. Такая вот «удаленная работа»… За дело взялись очень рьяно практически все, у кого был какой-то авиапром. Проектов было море. Но большинство из них не помнит даже интернет – все эти «астры», «моби дики» и т.п. сгинули, так и не поступив на вооружение. Задача для того уровня оказалась неподъемной. Формально проблема разбивалась на две: как найти цель, если она «за горизонтом» и как навести на нее ракету. По первому вопросу чисто формально можно было использовать космическую и авиационную разведку, но из-за скорости получения информации дело ограничивалось поражением только стационарных объектов – «будем считать условно, что это аэродром»! Вторая проблема решалась использованием инерциальной системы наведения. Но такая система, если нужно было держать цель более 20 с, получалась очень дорогой – как на хорошем самолете. Да и точность все равно была низкой. Поэтому сошлись на том, что боевая часть будет кассетной – чтобы как-то компенсировать ожидаемый промах.
В результате из первого поколения «стендоффвепонс» реальный выход получили только упоротые французы с бомбовой кассетой «Апаш». О том, что это было за «поделие», говорит тот факт, что во время войны в Ливии французы так и не смогли их применить: ракеты на хранении стухли, а экипажи не имели опыта их применения – слишком дорогую игрушку на учения и контрольные испытания просто не давали!
«С другой стороны» железного занавеса первый опыт применения «стендоффвепонс» был во время ирако-иранской войны – разведчики-бомбардировщики МиГ-25РБ на скорости М=3 и высоте полета 20 км могли забросить бомбу на 60 км. Это позволяло бомбить крупные цели типа завода/нефтяной терминал, не входя в зону действия ПВО.
Реальный толчок эволюции средств поражения произошел с появлением спутниковой навигации – относительно недорогих, а потом дешевых системыGPS/ГЛОНАСС. Впервые на «стендоффвепонс» они появились на американских AGM-154 – сначала это был аналог французских «апашей» с кассетным снаряжением, но установка на нее GPS позволило использовать уже проникающие и фугасные БЧ для поражения точечных целей. Впервые такие AGM-154 применили против Ирака в 1998 г. (пиндосы использовали «иракский полигон» для отработки воздушной войны вплоть до агрессии в 2003 г.).
Очередной перелом в точке «бифуркации» произошел во время агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., которая стала, типа, «чисто воздушной войной» с массовым применения управляемого оружия в том числе «стендоффвепонс». Потом был Афган и Ирак – наступил, типа, «переворот» как в воздушных войнах, так и в «войнах» вообще.
С началом СВО война в воздухе приобрела довольно специфические формы: русская армия играла в сценарий, принятый еще с дагестанской кампании 1999-2000 гг. – с минимизацией возможных потерь и «мочением в сортире» (максимального применения средств поражения – артиллерии и авиации). Соответственно ВКС России старались действовать максимально осторожно, стараясь избежать потерь, а швайнехунды аналогично – по банальной причине успешного разбазаривания за время «незалежности» летного парка свиноВВС. Тактика была времен первых ЗРК – подход к линии фронта ниже радиогоризонта, «подскок», пуск управляемого или неуправляемого оружие и быстрый уход.
На стороне ВКС России было преимущество организации и современной техники – самолеты ДРЛОиУ и истребительные патрули регулярно «подлавливали» швайнехундов по принципу «мне сверху видно все». В свою очередь пиндосы старались, используя РТР и пиндоские самолеты разведчики, предупредить швейнехундов возможности от «теплой встречи».
По мере стачивания остатков в свинолютваффе, пиндосы решили углубить и расширить их возможности, передав собственно «стендоффвепонс» - тактические крылатые ракеты «Шторм шэдоу»/«Скальп»/KEPD от всяких шведов и свои управляемые бомбы JDAM. Проблема была только, что все эти «скальпы» - «стандартная» мишень для ПВО. Поэтому в свете «продвинутой пиндоской» авиационной науки, применение «стендоффвепонс» планировалось массировать (четыре, нет, кутить так кутить, шесть самолетов разом!), сопровождая это пуском противорадиолокационных ракет HARM и ложных целей…
Но вот, в октябре свинолюфтваффе ждал нежданьчик в виде порядка 35 сбитых швайнехундовских литаков. Империя нанесла ответный удар. Вечор теперь никогда не будет томным…
Причиной «точки перелома», как практически сразу было объявлено, стал комплекс ПВО С-400. Заявленная комплексом дальность применения в 400 км формально позволяет сдуть свинолюфтов с половины окраины, если бы не кривизна Земли. Однако в октябре проблему кривизны Земли удалось решить. Первым шагом в этом направлении стало оснащение С-400 ракетами 40Н6Е с активной головкой самонаведение, не требующей подсветки от станции комплекса, ограниченной опять же горизонтом.
Красным - зона поражения "там, за горизонтом"
Формально ракеты комплекса 40Н6Е за счет АГСН могли достать цели за радиогоризонтом, но надо знать, куда запустить ракету, и более того, в процессе полета ее нужно корректировать, чтобы она не разминулось с весьма подвижной и маневренной целью. Обнаружение цели на фоне земли на большой дальности могли обеспечить самолеты ДРЛОиУ, но вот управление «чужими» ракетами сейчас – весьма редкий «хайтех». Впервые заявку на такую систему «загоризонтного» наведения сделали пиндосы в 2016 г., выдавая целеуказание для ракеты СМ-6 «Стандарт» с F-35В, правда через корабельный ЗРК. Как там у нас реализовано – тайна фирмы «Колокольчик»…
Вариантов может быть несколько – самый простой – через самолет ДРЛОиУ А-50.
Правда, необходимость действия таких самолетов вдали от «боевой линии» ограничивает дальность применения ракет 400-го – ибо даже с высоты в 10 км радиогоризонт где-то в 300 км, то есть 150-200 км дальности ЗРК для загоризонтной стрельбы могут оказаться не востребованы. Совсем другое дело наведение как у пиндосов с самолета 5-го поколения – с Су-57.
«Стелс» может действовать практически незаметным для РТР пиндосов у линии БС и даже за ней, а дальность его РЛС мало чем уступает самолету А-50 (кстати, и Су-35 из "истребительного патруля" подойдет). Тут уже становится понятно, зачем нужен новый комплекс С-500 с повышенной дальнобойностью… В отличие от связки «хантер-киллер» - А-50/истребитель – у комплекса С-400/«самолет целеуказатель» гораздо больше возможностей по отражению «массированного налета» (хи-хи-хи - 8-10 самолетов, а полк С-400 может обстреливать сразу 160 целей!) и времени реакции – ЗРК всегда на месте, а истребители еще порой надо ждать, когда прилетит с аэродрома/зоны ожидания.
В общем, встречайте новые реалии воздушной войны: учитывая дальность полета на малой высоте истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25 – их можно фактически списывать с баланса свинолюфтваффе, либо это произойдет естественным путем, но уже с пилотами – их будут сбивать прямо над взлетной полосой. Фактически шансы на боевое применения остаются только у Су-27 и Су-24, но их состояние у хвайнехундов плачевное, так как в отличие от того МиГ-29 запчасти к ним по миру фиг достанешь, а обслуживание «сухих» всегда было еще той проблемой.
Крайне интересно может теперь встать противостояние Израиля и Сирии – если сирийцы получат С-400 (а наши А-50 там и так сидят), то смогут реально закрыть небо над Палестиной (о чем израильтяне постоянно гундят, прося этого не делать). Появление С-400 у Ирана может в свою очередь сделать Персидский залив персидским заливом, припечатать «бетонной плитой» авиационные базы США в регионе и т.д. (где-то в уголочке тихо заплакал Тайвань)…
Danilov71 ( Слушатель ) | |
31 окт 2023 15:30:51 |
Цитата: kpago от 31.10.2023 11:18:47
ЦитатаВходные данные
Высота цели
500 метр
Высота антенны РЛС
10 000 метр (км)
Выходные данные
Радиогоризонт
dr 412.18 км
инженер71 ( Практикант ) | |
01 ноя 2023 13:33:47 |
Цитата: Danilov71 от 31.10.2023 15:30:51
инженер71 ( Практикант ) | |
01 ноя 2023 13:59:14 |
Цитата: kpago от 01.11.2023 13:41:30
инженер71 ( Практикант ) | |
01 ноя 2023 15:53:22 |
kpago ( Слушатель ) | |
01 ноя 2023 15:44:43 |
Цитата: инженер71 от 01.11.2023 13:59:14
Цитата: инженер71 от 01.11.2023 13:59:14
сапёрный танк ( Профессионал ) | |
02 ноя 2023 00:27:39 |
Цитата: kpago от 01.11.2023 15:44:43
Danilov71 ( Слушатель ) | |
02 ноя 2023 09:30:38 |
Салон62 ( Практикант ) | |
02 ноя 2023 10:10:51 |
Цитата: Danilov71 от 02.11.2023 09:30:38
Мельхиседек ( Слушатель ) | |
02 ноя 2023 16:59:03 |
Цитата: Danilov71 от 02.11.2023 09:30:38
aspb ( Слушатель ) | |
02 ноя 2023 17:18:23 |
mse ( Специалист ) | |
02 ноя 2023 17:24:25 |
User78 ( Слушатель ) | |
02 ноя 2023 17:41:30 |
инженер71 ( Практикант ) | |
03 ноя 2023 09:44:19 |
Цитата: User78 от 02.11.2023 17:41:30
инженер71 ( Практикант ) | |
02 ноя 2023 15:02:48 |
Цитата: kpago от 01.11.2023 15:44:43
Замок ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 16:59:59 |
Цитата: kpago от 01.11.2023 15:44:43
Foxhound ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 17:13:04 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 16:59:59
Замок ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 19:43:18 |
Цитата: Foxhound от 04.11.2023 17:13:04
mse ( Специалист ) | |
04 ноя 2023 19:49:24 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 19:43:18
Салон62 ( Практикант ) | |
04 ноя 2023 19:57:09 |
Цитата: mse от 04.11.2023 19:49:24
mse ( Специалист ) | |
05 ноя 2023 00:37:55 |
Цитата: Салон62 от 04.11.2023 19:57:09
инженер71 ( Практикант ) | |
05 ноя 2023 12:21:31 |
Цитата: mse от 05.11.2023 00:37:55
Замок ( Слушатель ) | |
05 ноя 2023 12:45:10 |
Цитата: инженер71 от 05.11.2023 12:21:31
ВТБ! ( Слушатель ) | |
05 ноя 2023 13:43:50 |
Цитата: инженер71 от 05.11.2023 12:21:31
Цитата: инженер71 от 05.11.2023 12:21:31
Цитата: инженер71 от 05.11.2023 12:21:31
инженер71 ( Практикант ) | |
05 ноя 2023 16:08:22 |
Цитата: ВТБ! от 05.11.2023 13:43:50
ЦитатаЗУР под управление с самолёта никто не переводит.
ВТБ! ( Слушатель ) | |
05 ноя 2023 17:09:45 |
Цитата: инженер71 от 05.11.2023 16:08:22
mse ( Специалист ) | |
05 ноя 2023 17:27:27 |
Цитата: ВТБ! от 05.11.2023 17:09:45
3-я улица Калинина ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 20:41:12 |
Цитата: mse от 04.11.2023 19:49:24
ВТБ! ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 21:16:38 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 19:43:18
Замок ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 22:45:04 |
Цитата: ВТБ! от 04.11.2023 21:16:38
Luddit ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 23:11:43 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 22:45:04
ВТБ! ( Слушатель ) | |
04 ноя 2023 23:20:41 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 22:45:04
Цитата: Замок от 04.11.2023 22:45:04
Замок ( Слушатель ) | |
05 ноя 2023 09:25:02 |
Цитата: ВТБ! от 04.11.2023 23:20:41
ВТБ! ( Слушатель ) | |
05 ноя 2023 13:31:23 |
Цитата: Замок от 05.11.2023 09:25:02
Цитата: Замок от 05.11.2023 09:25:02
mse ( Специалист ) | |
04 ноя 2023 17:26:30 |
Цитата: Замок от 04.11.2023 16:59:59
инженер71 ( Практикант ) | |
05 ноя 2023 16:54:58 |
Цитата: mse от 04.11.2023 17:26:30
bushd ( Слушатель ) | |
03 ноя 2023 13:13:57 |
Цитата: kpago от 31.10.2023 11:18:47