Обсуждение космических программ
8,876,406 39,924
 

  Прокруст ( Слушатель )
11 май 2024 17:46:12

Многоразовая ракета на амиле

новая дискуссия Дискуссия  597

Наследие от СССР - ракета Протон.  Движки первой ступени РД-276, работающие на амиле+гептил.
Что мешает доработать этот движок для использования в многоразовой первой ступени?
Благодаря топливу конструкция движка более простая чем у работающих на жидком кислороде.
Многоразовый запуск такого двигателя легко достижим благодаря топливу.
Разумеется повторный запуск потребует серъезной модификации движка - что проще сделать, чем разработка нового движка РД-169.
То есть это хорошая  альтернатива АМУР-СПГ - которая позволит не класть яйца в одну корзину.
И таки да - ракета станет экологичной - первая ступень перестанет падать где попало, а будет аккуратно приземляться на площадку.
PS.
Ракету Протон-2 с многоразовой 1 ступенью, по себестоимости запуска можно и нужно сделать дешевле Фалкона-9.
  • -0.04 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  Luddit ( Слушатель )
11 май 2024 19:10:43

А при неудачной посадке загадит не полупустыню, а вполне ухоженный объект.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
11 май 2024 19:56:26

У Маска что-то все посадки в этом году и прошлом году удачные. Думаете наши так не смогут?
И даже в самом плохом варианте ущерб, добавка в тайгу азотного удобрения не велик - не так уж сильно разрастется на этом месте растительность.
PS.
Вас не смущает что над вами летает куча самолетов и периодически некоторые из них терпят аварию? Бывает падают на жилые дома. Не часто, но случаи есть.
  • -0.10 / 5
  • АУ
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
11 май 2024 20:15:51

Вот во всем тут с Вами соглашусь. Но тут сказана " правда, только правда, ничего кроме правды... , но не вся правда".
Вы забыли про НДМГ, а эта зараза покруче азотного удобрения амила.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
11 май 2024 20:31:55

Кстати - а так ли нужно использовать гептил? Почему не гидразин?
Да, гептил удобнее, стабильнее, но с гидразином тоже работают, те же однокомпонентные движки. Хначит можно и с ним. И он дешевле и менее ядовит.
  • -0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
11 май 2024 20:51:46

Насколько помню, токсичность гидразина может и пониже, чем у НДМГ, но не принципиально.
Да и удельный импульс повыше у НДМГ, если меня мой склероз не подводит.
А вот стабильность НДМГ - это принципиально для боевых ракет, стоящих длительное время на БД в заправленном состоянии, ИМХО
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
11 май 2024 23:35:47

Мимохожий когда-то давно писал про токсичность
https://glav.su/foru…age1727662
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
12 май 2024 00:05:23

А чем в этом плане хуже/лучше гидразин?
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
12 май 2024 03:07:55

Это не ко мне вопрос, я не знаю.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
12 май 2024 04:05:53

Вопрос был риторическим, однако...
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
12 май 2024 16:10:59

Гидразин менее стабилен, быстрее самоуничтожается.
Кстати -  а нельзя взорвать гидразин, если что-то пойдет не так? Твердотопливные же подрывают. Превратить недостаток нестабильности в преимущество.
Еще вопрос.
Не нашел дросселирования тяги  у движков Протона. Понятно, что для ракеты Протон это просто не нужно было.
Но как я понимаю, дросселировать тягу у движков на самовоспламеняемом топливе намного проще и можно в гораздо большем дипазоне, чем у движков на жидком кислороде.
Из того что нашел в вики - у американского лунного посадочного модуля движки дросселировались до 10% тяги. Это втрое лучше чем у движков на кислороде - и я не уверен что это предел.
То есть если для посадки первой ступени на жидком кислороде нужно иметь минимум 5-6 движков (на взлете), то для амила достаточно двух! Та же 1 ступень Протона после доработки двигателей сможет спокойно садится на 2 движках или даже на трех!
Это очень большое преимущество, намного упрощающее посадку.
  • -0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Пенсионэр ( Слушатель )
12 май 2024 19:21:16

Гидразин восстановитель. Без окислителя его никаким макаром не взорвать.)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
12 май 2024 19:31:03

На катализаторе он разлагается на азот и аммиак.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Пенсионэр ( Слушатель )
12 май 2024 19:33:23

Но взрывом это можно назвать с очень большим натягом. Надо ешё как то в него катализатор запихать.)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  mse ( Слушатель )
12 май 2024 19:35:48

От нагрева ещо. А т.к. процесс может быль лавинообразный, то с нагревом всё будет в порядке.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
11 май 2024 21:28:09

Даже после того как смогут, послеполётное обслуживание будет обходиться сильно дороже. Вот как ни крути, а человеку в средствах защиты придётся платить больше, а работать он будет медленнее.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 май 2024 22:21:08

Нет никаких сомнений, что смогут и на керосине, и на метане.
К чему ядовитая жижа?
И вообще вертикальная посадка для России крайне невыгодна, крылья лучше.
Пусть меньший вес выводится, не беда, тенденция сейчас -  минимизация спутников.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  xolod ( Слушатель )
11 май 2024 22:38:43

Крылья, ноги...
  • -0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
11 май 2024 22:21:13

1. Автоматизировать пробовали? Таки 21 век ужо.
2. Знаете сколько людей работают в средствах защиты? Цистерны от нефти моют например.
Таки нет, люди бегающие в средствах защиты - далеко не самые ценные и оплачиваемые работники.
К слову о ядовитости топлива:
Представитель военно-научного комитета Космических войск Дмитрий Овсянников о гептиле и амине:
Цитата"В морской воде остатки ракетного топлива разлагаются, как показали исследования, в течение 5 часов, - подчеркнул Овсянников, - и не наносят такого вреда окружающей среде, как в случае падения в районы, находящиеся на суше".

PS.
Вся эта истерика о ядовитом топливе в 90-е шла на деньги американцев, которые в это же время травят воздух соединениями хлора - гораздо более ядовитого - от их твердотопливных движков.
И вообще - вы в курсе про работу химпрома и перевозку весьма опасных и ядовитых веществ?
Фокус сместили на это топливо - а все остальное не существует.
Чтож, если подкорке миллион раз сказать одно и тоже, то это становится истиной - если конечно не думать.
  • +0.06 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
11 май 2024 23:05:38

А вы себя поставьте на место наёмного работника. Скажем делать то же самое, что вы делаете обычно - только в химзащите и противогазе. Сколько вы станете просить за час работы и как изменится производительность труда?
  • +0.01 / 3
  • АУ