Читал две очень похожих темы - «Статья в 'ВВП'» и «Предложение от ТВ Алексворду» - и испытывал одинаковые чувства. Первый раз сдержался, а вот второй, после появления «ВВП» - уже не сдержался, и решил всё-таки поделиться «чувствами» (точнее — профессиональными соображениями).
Я в вопросах экономики, тем более мировой, не специалист. Но зато я специалист (и по образованию, и по опыту работы) в вопросах СМИ, публицистики и прочих публично-коммуникативных дел. Только поэтому и осмеливаюсь написать следующие ниже несколько общих «рекомендаций» для случаев, когда речь заходит о том, чтобы выступить в СМИ от имени ГА (не важно — индивидуально выступить или коллективно).
1. Если первый контакт с предложением выступить (дать интервью, написать статью и проч.) инициировало СМИ (т.е. если кому-то на ГА поступило неожиданно от кого-то предложение), то нужно обязательно проверить и изучить и само это СМИ, и всех лиц, с которыми состоялся и/или ещё предстоит контакт:
- что это за СМИ? (формат, политическая направленность, основная аудитория и — обязательно! - кто конкретно его владельцы);
- образцы продукции этого СМИ (качество статей, передач — содержательное и формальное);
- репутация (реноме) этого СМИ в глазах общественного мнения;
- с кем конкретно предстоит работать (если предлагается видео-материал — то кто именно будет ведущий(-ие) передачи; если предлагается публикация — то кто будет редактор(-ы) ); далее об этих лицах нужна вся та же информация, что и об их СМИ (см. предыдущие три подпункта)
Суть здесь та, что можно выступить и в «жёлтой прессе», но только в том случае, если ясно и понятно, что ГА решила именно в «жёлтой прессе» выступить, и зачем конкретно именно такое выступление ГА вдруг понадобилось. А вот выступить в неподабающем СМИ или очутиться в компании с каким-нибудь оторвой-«доренкой», не догадываясь об этом — вот этим ГА себе почти наверняка сильно навредит, а уж пользы от этого точно не будет никакой.
Железное правило по этому пункту: если нет надёжных ответов на ВСЕ перечисленные вопросы, то для собственной репутации ГА и её будущего будет лучше, если она от поступившего предложения откажется вовсе. (Представьте, что вы с очаровательной новой подругой, весь из себя в неё влюблённый пришли на светской раут, и через пять минут вам хороший приятель в ужасе на ухо шепчет, что ваша новая знакомая — на самом деле дорогая проститутка, которую ранее периодически пользовали присутствующие здесь же Х, У и Z, а по неподтверждённым сведениям — и вообще чуть ли не все собравшиеся на раут мужчины.)
2. Нужно очень точно понять, какая будет у ГА конкретная целевая аудитория. Не зная, к кому собираешься обратиться, в принципе невозможно правильно выбрать, о чём же тебе следует говорить и что сказать.
Так что и по этому пункту железное правило: если не знаешь, к кому именно обращаешься, то лучше промолчи, потому что рискуешь выставиться в глупом свете. (Ираклий Андроников в своё время очень смешно рассказывал о своих самых первых шагах на эстраде. Он как-то заготовил вступительное слово перед выездным концертом симфонического оркестра в интернате для малолетних. А концерт перенесли в Дом культуры Академии наук. А он по неопытности и от большого мандража так и не сумел перестроиться. И стал академикам рассказывать, что скрипка — это такой ящичек, по которому дяденька водит палочкой с конским хвостиком вот та-ак...)
3. Выяснив, кто именно будет вашей целевой аудиторией, независимо от того, что вы ей хотите сказать и какие свои мысли хотите до неё донести, нужно сначала выяснить, чтО именно эту аудиторию в данный момент интересует, волнует, задевает — т.е. о чём именно она в данный момент склонна слушать внимательно и заинтересованно. И только после этого нужно исхитриться и построить своё выступление как-то так, чтобы оно недвусмысленно было как раз вот на эту тему, интересную в данный момент для целевой аудитории, но и одновременно с вашими мыслями, которые вы до неё хотите донести.
Железное правило здесь примерно такое: если вы не Задорнов и не Петросян, и вообще если слушатели за входные билеты на ваш перформанс свои деньги сами по доброй воле не платили, то это значит, что не аудитория уже знает вас и ваши мысли, и что она хочет их в очередной раз послушать, а это вы ещё только хотите и надеетесь, что аудитория вас узнает и ваши мысли оценит по достоинству; и поэтому вы пока ещё, обязательно, должны и можете начинать только с того, чего аудитория хочет. (Золотое правило ухаживания за женщиной: слушай ЕЁ, а не болтай сам о своём без умолку — и она твоя, какой бы чумазый ты ни был.)
4. Последнее. Определившись, что же именно в данный момент интересует целевую аудиторию, дальше т.н. «информационный повод» - т.е. зацепку-«свежачок», заход, чтобы вниманием читателя завладеть — нужно выбирать уже только в этой конкретной области. Не угадаете — и читатель перевернёт страницу, потому что ему некогда.
Ну и вот каждый, кто с моими рекомендациями согласился, может сам приложить их к предложениям, которые в ГА поступили, и посмотреть, что там с ними в рамках текущих обсуждений на ветках получается.
А я выскажу только ещё одно общее соображение.
В качестве экспертного сообщества ГА может и должна объяснять, что на самом деле происходит в мире, общественному мнению (скажем, в ТВ-интервью).
Если же обращаться предстоит и правда напрямую к властям предержащим (в чём у меня, лично, очень большие сомнения, тем более что по п.1 выше никаких убедительных ответов про это мифическое ВВП ни у кого нету), то им ГА может объяснять только то, как общественное мнение или даже само общество скорее всего отреагирует на те или иные их действия при том или ином развитии ситуации. Просто потому, что на ГА столько немеряных тысяч самого разного и не самого глупого народу, и она посему вполне репрезентативный срез думающей России, а более ни почему. Все остальные экспертные оценки в исполнении ГА власти предержащие, имхо, интересовать и тем более волновать не могут по определению: у ГА — публичного форума в открытом доступе — нет и не может быть «допусков», без которых экспертиза с возможными властными директивными последствиями не делается, а никакая другая властям на фиг не нужна, они её не читают и правильно делают: нечего за народные деньги время зря тратить.
Ну и, наконец, уважая теперь уже самое-самое золотое правило «Критикуешь — предлагай», я бы и предложил всем энтузиастам ГА вот что.
1. Организовать свой квартальный «Вестник» (ежемесячник будет слишком уж часто и непосильно — качество начнёт страдать). И потом в этот «Вестник ГА» раз в три месяца отбирать путём голосования самые интересные, значимые, важные и т.д. темы, числом, скажем, 5-6, не больше.
2. Создатели этих отобранных тем автоматом становились бы «выпускающими редакторами», ответственными за окончательное совместное редактирование статей в Вестник.
3. Объём статей беспрекословно ограничить этим обычным для серьёзного журнального формата объёмом 17 000 — 18 000 знаков.
4. Каждый квартал выбирать для очередного Вестника какую-нибудь новую целевую аудиторию (в том числе и властей предержащих).
5. Не гнушаться при выборе целевой аудитории ни школьниками, ни пенсионерами, ни военными срочной службы.
Вот в процессе такой работы и учёбы одновременно у ГА, имхо, постепенно появятся нужные навыки и выработается свой уверенный и «хорошо поставленный» «голос на публику», причём на любую. И вот тогда уже будет гораздо легче реагировать достойно, так, как и подабает ГА, на любые поступающие предложения.
Ошибаться всё-таки лучше, чем ничего не делать.