Проблемы ЕГЭ и школьного образования

1,128,874 8,029
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
09 май 2024 13:13:01
Не геометр да не войдет!
новая дискуссия Дискуссия  212

Не геометр да не войдет!
Цитата
Сергей Рукшин, директор НИИ по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук и технологий, профессор кафедры математического анализа РГПУ[/color][/url][/b][/color]
Чтобы вернуть достойный уровень преподавания математики в средней школе, необходимо поднять зарплату и социальный статус учителя, вернуть специалитет на педагогические специальности, оставить ЕГЭ только как вступительный и разобраться со школьными учебниками

На заседании Совета при Президенте по науке и образованию 8 февраля 2024 года состоялась оживленная дискуссия по проблемам преподавания математики в школах и университетах. В марте Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам этого заседания. В него вошло поручение «рассмотреть вопрос о расширении перечня подготовки и специальностей высшего образования, при приеме на обучение по которым устанавливается обязательное вступительное испытание по математике».
Мы попросили одного из самых известных российских педагогов и учителей математики, воспитавшего, в частности, двух Филдсовских лауреатов, Григория Перельмана и Станислава Смирнова (и это единственный в мире пример), директора НИИ по работе с одаренными школьниками в области математики, информатики и естественных наук и технологий, профессора кафедры математического анализа РГПУ Сергея Рукшина рассказать о проблемах математического и естественно-научного образования в школах, подготовки учителей соответствующего профиля и о проблемах самих учителей. «Стимул» готов предоставить возможность высказаться по этой проблеме и другим специалистам по школьной математике.


Если судить по результатам сборных команд России на международных олимпиадах по математике, физике, химии, информатике, у нас в образовании по этим предметам все блестяще. Но это вершина айсберга, которая не придает ему устойчивости.
А проблема в том, что у нас имеется колоссальный разрыв между состоянием этой вершины айсберга по каждому предмету и тем, на каком уровне находятся знания подавляющего числа учащихся. С моей точки зрения, нынешнее состояние преподавания естественных наук и информатики и знаний учащихся находится в серьезном кризисе. В качестве примера приведу данные только что закончившегося финала Всероссийской олимпиады школьников по физике. Откуда победители и призеры? Смотрю на протокол по 11-му классу. Это те выпускники, которые завтра придут в вузы. Это наша будущая научно-инженерная элита, те, кто должен будет работать в науке, в наукоемких и передовых областях производства. 
Что мы видим? Победители: из Московской области — пятеро, это Долгопрудный, лицей Физтеха; из Москвы — двое, из Петербурга — один. Всё. Из 80 с лишним субъектов федерации победители только из трех. По призерам картина не сильно отличаются. Из Москвы — 19, из Московской области — 12, из Петербурга — пятеро, из Ямало-Ненецкого автономного округа (там достаточно денег, чтобы вложиться в одну сильную школу) — двое. Из Новосибирска, где Сибирское отделение Академии наук, — один. Смотрю дальше: из Кирова — один. Туда уехал наш питерский коллега, который создал там центр дополнительного образования. Из Алтайского края — один, из Мордовии — один. И на этом всё. 
А если считать победителей и призеров, то это представители восьми регионов страны, то есть менее 10% регионов. Да, из них можно собрать сборную страны на международную олимпиаду в составе пяти человек. Но на таком количестве нельзя построить в нынешних условиях ни передовую науку, ни передовые инженерно-конструкторские подразделения в промышленности. 
В этой статье я постараюсь ответить на естественный вопрос: в чем причина такой ситуации с математическим и естественно-научным образованием и каков выход из нее? 


ПРОБЛЕМЫ НА ГРАНИЦЕ

КОМУ НУЖНА МАТЕМАТИКА

КТО ПРИХОДИТ В ВУЗ ПОСЛЕ ШКОЛЫ


ЧЕМУ УЧАТ В ВУЗЕ

ДЕРЖАТЬ ПЛАНКУ ПОКА НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

продолжение
Отредактировано: AndreyK-AV - 09 май 2024 13:15:56
  • -0.01 / 6
  Киреев ( Слушатель )
19 май 2024 18:21:06
Около 63% опрошенных россиян считают, что ЕГЭ следует отменить
новая дискуссия Новость  1.400

ЦитатаОколо 63% опрошенных россиян считают, что ЕГЭ следует отменить

МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/.

Около 63% россиян отрицательно относятся к ЕГЭ и считают, что экзамен следует отменить, свидетельствуют результаты исследования сервиса по поиску работы Superjob, имеющиеся в распоряжении ТАСС.

"63% россиян отрицательно относятся к единому государственному экзамену и считают, что его следует отменить. В поддержку ЕГЭ высказались 17% опрошенных", - говорится в исследовании.

Больше противников экзамена оказалось среди респондентов старше 45 лет - 73%. Положительно о ЕГЭ чаще отзывались респонденты моложе 34 лет (23%). Среди родителей 10- и 11-классников 78% хотят отмены ЕГЭ.

При этом отмечается, что за год число противников ЕГЭ сократилось на 3%. По итогам опроса, проведенного в 2023 году, их было 66%. В опросе также приняли участие 500 учителей. Среди них положительное отношение к ЕГЭ встречается чаще: у 34% опрошенных. За год этот показатель не изменился.

Опрос проводился в период с 27 февраля по 6 марта во всех федеральных округах России. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет.
  • -0.12 / 10
  МОВ ( Слушатель )
25 май 2024 09:22:54
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Ульяновской области за 2023 год
новая дискуссия Дискуссия  85

Доклад об образовании, т.е. здесь самое подходящее место, КМК.
Кадровый голод в школах.
Дефицит учителей в школе - 250 тысяч, и этот расчёт только в вакансиях. Сравните: Минпросвещения заявляло осенью о дефиците в 11 тысяч. Она сказала, что "отток колоссальный. Учителя порой вынуждены трудиться за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю...".
Она сделала акцент на том, что из-за дефицита кадров закрываются школы, и "умирают" сёла. В педвузы идёт мало молодёжи, несмотря на то, что "нам заявляют, что в два раза в этом году больше абитуриентов. Они подали заявления, но в конечном счёте попали на другие специальности. Выпускники вузов до школ тоже не доходят. Только 10%. Остальные идут в маркетплейсы. Молодые педагоги тоже не выдерживают в первый год. И это обусловлено тем,
Нагрузка на учителей колоссальная.
"на педагогах лежит высочайшая, колоссальная нагрузка, которая увеличилась кратно в этом году. Это, прежде всего, связано с проводимой реформой, переходом на новый ФГОС, новую образовательную программу, цифровизацией, созданием единого образовательного пространства".

Нет учебников, или их не хватает.
"Отсутствие учебников - это огромнейшая проблема. Учителя при подготовке к урокам вынуждены обращаться порой к 10 источникам", а это занимает безумно много времени. Крайне важно, чтобы сегодня в школах были учебники! Бумажные учебники, а не электронные версии. "Учебники - это книги, которые нельзя отнимать у наших ребят".
Нагрузка классного руководителя зашкаливает.
"Нагрузка на классного руководителя вышла за рамки рабочего дня настолько, что у них просто не остаётся времени на свою семью. За любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение. Поэтому классные руководители просят регламентировать их деятельность".
Отчётность и цифровая загруженность непомерны.
Плюс учителя сегодня нагружены подготовкой различных диктантов, олимпиад, организацией участия в разного рода проектах, мероприятиях, проведение которых ЗНАЧИТЕЛЬНО ИНТЕНСИФИЦИРОВАЛОСЬ в последний год. Учителя получают бесчисленные задания: собрать информацию, предоставить отчёты, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ УЧИТЬ! Притом, порой задания, летящие сверху, похожи на АБСУРД! Но за их невыполнение грозит увольнение. Ну, например, сделать три телефонных звонка с использованием новой цифровой платформы, и неважно, кому эти звонки будут адресованы. Педагоги садятся на совещание и делают звонки друг другу.
Дети мигрантов, не знающие русского языка, ухудшают качество преподавания для всех детей класса.

Усилилась нагрузка на учителей в связи с притоком детей мигрантов. От 20 до 50% детей мигрантов не владеют русским. Они находятся в классе вместе с остальными детьми, учителя отвлекаются на их обучение, и остальные дети страдают, не получая должного внимания со стороны педагога. Нужно принимать какие-то специальные меры, чтобы качество обучения не снижалось у всего класса.
Новая аттестация отдана на откуп администрации школы.
Вызывает тревогу и озабоченность возможностью произвола со стороны руководства школы во время аттестации учителей. Новая система введена в этом году, и в ней ещё больше проявляется субъективный подход к аттестуемому педагогу, поскольку аттестационные комиссии создаются в самой образовательной организации. Процедура обжалования результатов не предусмотрена. Апелляцию подать невозможно. Всё отдано на откуп школьной администрации.
Незащищённость учителя перед учениками, родителями и администрацией.
И самое больное - сегодня все, кто угодно могут выложить грязь на учителя в соцсети, выложить видео, переписку, прокомментировать. Из-за этого зачастую увольняются и учителя, и директора. Нужно установить ответственность за дискредитацию педагогов так же, как это сделано по поводу фейков и дискредитации армии и военных.
Видео  Уполномоченный по защите прав ребёнка в Ульяновской области при президенте Екатерина Сморода (youtube.com)
  • +0.13 / 8
  AndreyK-AV ( Слушатель )
02 июн 2024 10:24:53
ГРЯДУЩАЯ «СЕНСАЦИЯ», о которой пока молчат (с канала - За возрождения образования)
новая дискуссия Дискуссия  300

ГРЯДУЩАЯ «СЕНСАЦИЯ»,
о которой пока молчат
Цитата31 мая прошёл обязательный для всех ЕГЭ по математике. Этот экзамен проводят на двух уровнях — базовом и профильном, уровень выбирает сам выпускник. «База» — это условие получения аттестата, а «профиль» даёт возможность поступать в вуз (в дополнение к аттестации).

Базовый ЕГЭ был обычным, о его абсолютной примитивности давно всё сказано (известен даже текст «Краш-тест базового ЕГЭ на пятилетнем ребёнке»).
А вот профильный математический экзамен образца 2024 года достоин внимания. Когда ранним утром 31 мая в центральные регионы пришла первая информация о заданиях этого ЕГЭ (с Дальнего Востока), в школьных пабликах блеснул свет надежд. И команда Ященко (разработчиков заданий) эти надежды не порушила и никого не обидела: по всей стране КИМы профильного экзамена оказались необычайно простыми.

После ЕГЭ обычно бывает масса тяжёлых эмоций (кому-то всегда не везёт), но тут доминировали явные восторги. Выпускникам были предложены задания, которые при подготовке решались ими по десять раз, причём самые простые из таких заданий. Многие пишут, что выступили на пределе своих мечтаний, а временами и превысили этот предел. Всплыл даже старый мем, что «Ящерка с бодуна перепутал варианты и вместо профиля дал базу».

Тут надо напомнить, что, кроме того, была пересмотрена шкала пересчёта баллов по профильной математике в сторону их резкого увеличения (см. https://vk.com/wall-62604527_61079 и https://vk.com/wall-62604527_61133). Теперь для итоговой оценки 70 выпускнику достаточно выполнить 12 заданий с кратким ответом, которые, по факту, оказались на уровне задач базового ЕГЭ.

Словом, в математике по результатам единых экзаменов ожидается «колоссальный прорыв».
Не так давно на высшем уровне было заявлено, что
«все должны работать как на линии фронта, все должны чувствовать себя мобилизованными».
А тут — смотрите — уже «мобилизовались», уже работают «как на линии», и после завершения проверки (будьте уверены!) объявят о потрясающем рывке российской школы в математическом образовании.

В результате описанных манипуляций средний балл по математике возрастёт на 6 — 8 пунктов (по экспертным оценкам), многократно увеличится число стобалльников. Коррективы в этот прогноз может внести только непрерывная деградация школьной математики, которая идёт своим чередом и дополнительно ускоряется из-за подобных показушных конвульсий Минпроса и Росбрнадзора.

Однако у многих выпускников — праздник. Но радоваться нечему. Баллы ЕГЭ — они для конкурса, для конкуренции. И если на халяву добавили всем, то отдельно каждый ничего от этого не выиграет.

Но проблем добавится. Приём в вузы будет проходить по старым правилам. Можно подавать заявления в пять университетов, а потом гадать, куда представить свой единственный аттестат. Этот вопрос обычно решают на основе проходных баллов прошлого года. Теперь это будет плохой ориентир: проходные баллы могут сильно вырасти.

А у Кравцова и Музаева всё в ажуре. Мало того, что отчитаются рекордными показателями. Удовлетворённые высокими результатами дети не пойдут переписывать этот ЕГЭ (зачем, если баллы и так на пределе возможностей; к тому же неизвестно, что дадут на пересдаче), а надзирателям наплыв пересдающих совсем не нужен (см. https://vk.com/wall-62604527_60993 ). Тут, правда, есть и обратная сторона. Кое-кто из гуманитариев, сдававших базовый ЕГЭ, соблазнённый текущей простотой профильной математики, может попытаться выполнить его на пересдаче (это разрешено), чтобы расширить выбор специальностей при поступлении. Но в нынешнем году это будут единичные случаи. Подобные возможности осознаются и осваиваются широкими массами только в течение многих лет.

.
ЦитатаВ текущем году два ЕГЭ по математике — «база» и «профиль» в его первой части из заданий с кратким ответом — фактически уравнялись по сложности. В такой ситуации для гуманитариев нет большой разницы, по какому экзамену проходить аттестацию. Тем более, что в базовом ЕГЭ — 20 задач, а в первой части профильного — 12 (напомним, что за эти 12 дают 70 баллов по шкале пересчёта). Все задачи соответствуют шаблонам, и если их меньше, то меньше мороки при подготовке. А профильный ЕГЭ даёт возможность поступления в вуз на специальности, связанные с математикой. Поэтому выходит, что он точно предпочтительнее.

Таким образом, в Росбрнадзоре уже как бы подготовились к внедрению инициативы ректора СпбГУ Кропачева об обязательном ЕГЭ по математике на все вузовские специальности (см. https://vk.com/wall-62604527_60026 ).
«Не волнуйтесь, дети, с такой «профильной математикой» вы точно справитесь».

Видите, как всё хорошо?

Но если кто из представителей власти после этого скажет, что «баллы ЕГЭ дают объективную картину знаний», то у такого точно ни мозгов, ни совести.


Ну и...
решить первую часть профильного и для чего тогда база?!!!
а уровень знаний, это дело десятое, с ним пускай вузы мучаются.
  • +0.02 / 4